ГоловнаКультура

Уроки ирландского

В четверг в Украине стартовал кинофестиваль Jameson Irishfest, на который привезли новое ирландское кино – малобюджетное, разножанровое, наиболее выгодным образом представляющее положение киноиндустрии в стране клевера и ветра, колышущего ячмень.

Фото: www.film.ru

Открытие фестиваля состоялось 15 марта в Красном зале кинотеатра “Киев” при немногочисленной, но, как водится на подобных мероприятиях, душевной аудитории. Гостями фестиваля стали три ирландских кинематографиста – оператор Пи Джей Диллон, фестивальный отборщик Падди О’Коннор и исполнитель главной роли в фильме “Между каналами”, актер Питер Кунан.

Пи Джей Диллон представил публике фильм, открывший фестиваль – комедийную мелодраму “Взлетная полоса”. Это история о том, как в маленький городок прибывает пришелец из Колумбии (его играет Дэмиан Бишир – один из сюрпризов минувших “Оскаров”: его нежданно-негаданно номинировали за роль в “Лучшей жизни”), потерпевший крушение своего самолета. Внешне грубоватые, но на самом деле очень душевные местные жители принимают решение помочь Эрнесто вернуться домой, и, припомнив давно уже забытые навыки инженеров, начинают чинить самолет и сооружать для него взлетную полосу.

Центром всей этой истории оказывается 9-летний Пако, ирландский мальчишка, чей отец – испанец – бросил семью и уехал в неизвестном направлении. У Пако практически нет друзей, единственного его друга выселили из дома вместе с его семьей. Но появление харизматичного колумбийца грозит изменить не только жизнь мальчика, но и жизнь всех жителей городка. Не говоря уже о том, что взлетная полоса, которую строят герои, является отличной метафорой как для человеческой жизни, так и для ирландского кино.

“Взлетную полосу” представлял Пи Джей Диллон, один из самых востребованных операторов Ирландии. Заглянув на IMDB после знакомства с Пи Джеем, я обнаружила, что в довесок к 39 отснятым фильмам, он также стоял за камерой одной из серии популярного телесериала “Игры престолов” (в частности, третьей серии второго сезона, кот. стартует 15 апреля - прим.). Операторская работа в “Полосе” действительно отменная, а учитывая тот факт, что Пи Джей задумывает какой-то проект с Майклом Фассбендером, то, возможно, следующий его фильм станет настоящим фестивальным хитом.

Вторым гостем на киевском Irishfest стал Падди О’Коннор, отборщик (человек, занимающийся отбором фильмов для фестивальных программ) национального ирландского кинофестиваля в Галвэе. Падди не любит выступать на публике, предпочитая находиться, как он выразился, “за кулисами”. Тем не менее, ему пришлось представить зрителям подборку короткометражек с Galway Film Fleadth, самого крупного в Ирландии смотра национального кино.

Вообще Падди работает не только на кинофестивале, он еще и режиссер-документалист. Как он сам рассказал LB.ua на праздновании Дня святого Патрика, сейчас Падди снимает фильм о русскоязычной общине в Ирландии, состоящей из бывших жителей России, Беларуси и Украины. По его словам, поскольку вся община говорит на одном языке (как не сложно догадаться, на русском), в Ирландии создается впечатление, что весь регион, который представляют эти жители – единое целое. По приезду в Киев, сказал Падди, у него “на многое раскрылись глаза”. В том числе и на то, что противостояние “Ирландия-Англия” во многом похоже на противостояние “Украина-Россия”. Попав на просмотр матча по регби между сборными Ирландии и Англии в один из пабов, где собрались чуть ли не все британские и ирландские экспаты Киева, в этом действительно можно убедиться: накал страстей не выходит за рамки приличий, но зато выходит за рамки спорта – с каждым полученным командой-соперником очком болельщики вспоминают все накопленные обиды за много столетий.

“Мы очень хорошо знаем, что это такое – иметь большого и могущественного соседа”, – сказал Пи Джей Диллон на пресс-конференции перед открытием фестиваля. “Ирландская киноиндустрия находится под большим влиянием американского и британского кинопроизводства, поэтому национальному кино очень сложно отвоевать аудиторию. Нам нужен собственный голос, чтобы показать себя зрителям”, – добавил он.

Фото: www.molodist.com

Если сравнивать Украину с Ирландией, то в последней положение национальной кинематографии все-таки получше. На данный момент в Ирландии существует эффективная система поддержки кинопроизводства. Причем поддержка эта оказывается не только государственным Irish Film Board, но и частными инвесторами. По словам Пи Джея, “в Ирландии довольно здоровая киноиндустрия”, в год снимается около 20 художественных полнометражных фильмов. Кроме того, киноотрасль подпитывается вложениями извне – как в буквальном смысле, так и в символическом: многие режиссеры из США и Великобритании выбирают ирландские зеленые холмы в качестве локации для съемок своих фильмов. По всей видимости, одним из условий размещения съемок в стране является ангажирование ирландских операторов, помощников режиссера, звукорежиссеров и т.д. в производство таких картин.

Что любопытно: вырвавшись из гнезда родной Ирландии на работу в иностранных фильмах, ирландские кинематографисты возвращаются назад. Ярким примером тому является актер Майкл Фассбендер, один из наиболее востребованных и талантливых исполнителей в мире. Недавно Фассбендер заявил о своем желании продюсировать и участвовать в качестве актера в фильме, основанном на ирландской мифологии. Стоит ли говорить, что картина будет сниматься в Ирландии при участии ирландских кинематографистов.

Большинство снимаемых в Ирландии фильмов – малобюджетные, но даже при этом государство может вложить в каждый из них не более 700 тыс. евро, остальное финансирование ложится на ко-продукцию и частных инвесторов. Последние поощряются на законодательном уровне: в Ирландии существует система заниженных налогов для инвесторов, вкладывающих деньги в кино, в том числе и иностранных.

Мы и дальше работаем над изучением иностранного опыта в сфере реформирования киноотрасли, а также над созданием законодательной забы в Украине, способствующей плодотворному сотрудничеству. Это поможет украинскому кино вписаться в мировой контекст

— Катерина Копылова, глава Госкино

На мой вопрос, существуют ли в Ирландии квоты для дистрибьюторов на национальное кино – другими словами, установлена ли законодательно доля ирландских фильмов в репертуарах прокатчиков – гости ответили, что таких квот нет. Андрей Халпахчи, директор фестиваля “Молодость”, организатора Дней ирландского кино, в свою очередь, добавил, что наличие подобных квот только вредит национальному кино. Пи Джей Диллон также прокомментировал: “Квоты не работают. К тому же, ирландцы – такая нация, что нас нельзя заставлять, подобные ограничения только оттолкнут нашего зрителя”.

Такая система, по словам Пи Джея Диллона, способствует возникновению свободного рынка в отрасли, в результате чего ирландскому кино действительно нужно быть конкурентоспособным, чтобы затмить другое англоязычное кино на экранах кинотеатров. Хороший пример того, когда ирландскому кино удалось это сделать – фильм “Ирландец” (в оригинале “The Guard”) Джона Майкла Макдонаха, криминальная комедия с Бренданом Глисоном в главной роли, побившая все мыслимые рекорды прокатных сборов у себя на родине.

Еще одна причина подобного успеха – количество кинотеатров в Ирландии. Если сопоставить пропорции этого количества с населением страны, то получается, что ирландцы – одна из самых киноманских наций в Европе. Кинотеатры есть там чуть ли не в каждом населенном пункте: даже в тех, где насчитывается по 5 тысяч жителей. Только в Дублине насчитывается около 50 кинотеатров (при населении – чуть больше миллиона человек), в Гэлвее, городе, где проводится самый большой кинофестиваль в Ирландии, – 20 кинотеатров (население – 75 тыс. человек).

В общем, Украине снова есть чему поучиться. Может, быть сходство наших историй поможет украинским кинематографистам повнимательней прислушаться к опыту другой страны в области кино. Все фильмы, представленные на фестивале Irishfest - малобюджетные, но довольно ровные, действительно являющиеся подтверждением того, что в Ирландии - здоровая киноиндустрия, без надрывов и культивирования травм

Фестиваль нового ирландского кино продлится до 21 марта.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram