ГоловнаКультура

Записки режиссера. 4 символа: Водка

«Во всём мире знают Россию по четырём символам: водка, матрёшка, икра и Калашников…»

Никас Сафронов, художник

Записки режиссера. 4 символа: Водка
Фото: www.media-kuban.ru

Поговорив об Автомате, Икре и Матрёшке, давайте теперь напоследок перейдём к Водке.

Для начала предлагаю прочитать следующий информационный пассаж:

«В 2012 году исполняется 509 лет одному из символов России – водке. В 1503 году этот напиток впервые был получен монахами Кремля, о чем свидетельствует запись в одной из книг архива.

Вторым днем рождения водки считается 31 января 1865 года. Именно в этот день выдающийся русский учёный Дмитрий Менделеев защитил докторскую диссертацию на тему «О соединении спирта с водою». В дальнейшем расчеты Менделеева легли в основу рецепта для промышленного производства классической русской водки».

Да кто же этого не знает, воскликнете вы! Всем на Руси хорошо известно, что именно эти расчёты Дмитрия Ивановича привели великого учёного к гениальной мысли, что наилучшей крепостью для подобного соединения воды со спиртом будет именно 40%, и никак не меньше, но и никак не больше. Работая над диссертацией, Менделеев обнаружил ещё и некие необычные, весьма благоприятные по воздействию на живой организм свойства водно-спиртового раствора с концентрацией этанола 40%. И основываясь на этих данных, разработал рецептуру водки под названием «Московская особенная» (впоследствии— «Московская особая»), которая в 1894 г. была запатентована российским правительством как русская национальная водка.

Прочитали?.. Молодцы! А теперь выбросьте всё это многолетнее враньё из головы и забудьте навсегда! Какая водка? Какой патент?.. На самом деле, диссертация Менделеева о свойствах смесей спирта и воды, защищённая им 31 января 1865 года, никак не выделяла ни 40, ни 38 градусов. Более того, диссертация Менделеева вообще была посвящена исключительно области высоких концентраций спирта – начиная с 70°. Как там, у Булгакова в «Мастере и Маргарите»: «Это водка? — слабо спросила Маргарита. Кот подпрыгнул на стуле от обиды. — Помилуйте, королева, — прохрипел он, — разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!».

Фото: rpod.ru

Так вот, никакими особыми физико-химическими живительными свойствами 40%-ный водно-спиртовой раствор не обладает. Менделеев вообще не исследовал влияние водно-спиртовых растворов на живой организм, тем более на человеческий.

Кроме того, никогда не существовало никакого патента «Московской особенной» от 1894 г., да и не могло существовать, хотя бы по той причине, что российское правительство выпускало только «казенное вино», то есть чистую водно-спиртовую смесь. Тогда как рецепт «Московской особой» содержал добавки, что в дореволюционные годы автоматически относило бы её к разряду «водочных изделий». Ну, а эти пресловутые 40-градусов крепости для водки, что б вы знали, взялись вот откуда.

До появления в России иноземных спиртометров крепость водно-спиртовой смеси измерялась по-домашнему, так называемым «отжигом». Если из подожженного «казённого вина» выгорала ровно половина, такое вино называлось «полугаром». Полугар, крепость которого составляет 38,3 %, и служил для всех основой и базовой единицей.

Через какое-то время, когда крепость раствора стали массово измерять заграничными спиртометрами, министр финансов Российской империи И. Х. Рейтерн предложил для удобства округлить эту цифру до сорока. Предложение было принято, и с 1866 г. 40о для водки, как нижний предел её крепости, стал в России нормой. А тут как раз и Дмитрий Иванович подоспел со своей диссертацией! Вот и получилась путаница.

С водкой вообще связано много интересного. Ведь спирт в чистом виде первыми получили в VII или VIII веке, естественно, непьющие арабы. А прототип водки изготовил ещё в X веке персидский врач, алхимик и философ Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази, который смог выделить этанол путём перегонки. Но полученную жидкость он использовал исключительно в медицинских целях, ведь Коран строго настрого запрещал правоверным употреблять алкоголь.

В Европе же крепкий алкоголь (по-арабски «al-kuḥl» — дух или тонкий порошок) появился лишь в XIII веке, и до XVI века употреблялся исключительно как лекарство или эссенция, и продавался только в аптеках. На Руси же это зелье («зелено вино») в качестве алкогольного напитка стало известно ещё позже, только в XVI веке. Возможно, ими как раз и стали те самые, упоминавшиеся в новостях, «кремлёвские монахи».

В предшественнице Российской Империи - Московском царстве алкогольные напитки, приготовленные на основе спиртов, долгое время именовались «хлебным вином». А вот в Польше – «водкой», что означало по-польски «маленькая вода», «водичка». Это название впервые письменно зафиксировано ещё в 1405 г. в судебных актах Сандомирского воеводства. В России же, официальный термин «водка» впервые появился только в 1751 году в тексте указа императрицы Елизаветы Петровны «Кому дозволено иметь кубы для движения водок». А в широкий обиход это название вошло ещё позже, только через долгие 150 лет, лишь на рубеже XIX и XX веков, в связи с введением государственной монополии на производство крепкого алкоголя и торговлю им. Причём международным термином слово «водка» (vodka) стало и вовсе в 50-х годах XX в.!

Но думаю, что первым и главным спаивателем русского народа алкоголем заслуженно и обоснованно можно считать Иоанна IV Васильевича (Грозного). Вернувшись ни с чем из-под Казани в 1550 году, он распорядился построить для попоек своих бойцов-опричников особый дом, названный им на татарский лад - «кабак». Как сообщал в середине XIX века сведущий в подобных делах, автор занимательнейших книг «История кабаков в России в связи с историей русского народа» и «26 московских пророков, юродивых, дур и дураков и другие труды по русской истории и этнографии», Иван Гаврилович Прыжов: «…кабак полюбился царю, и из Москвы начали предписывать наместникам областей прекращать везде свободную торговлю питьями, т.е. корчму, корчемство, и разводить царёвы кабаки». Так с тех пор, понимаешь, водку и пьём…

Но татарский и русский кабак - это были, как говорят в Одессе, две большие разницы. В Казани - это обычный постоялый двор, где подавались блюда и напитки, и в этом он мало отличался от древнеславянской, в т.ч. и украинской корчмы или шинка. И если в украинской корчме можно было есть и пить — это было своеобразным местом общения и досуга, то русский кабак стал заведением чисто питейным. Здесь можно было только пить, закуски не подавались! Вообще!.. Да и обычай тогда уже завязался - за сделанную работу платить водкой. И вот что вскоре из этого вышло.

В 1634г., менее чем через сто лет после оного царёва указа, Россию посетил в качестве секретаря посольства известный саксонский ученый Адам Олеарий. Обладая природной наблюдательностью, немецкой осторожностью и тактом дипломата, он, тем не менее, вынужден был констатировать:

«Русские преданы пьянству более всякого другого народа в мире. Когда они не в меру напьются, то, как необузданные звери, неистово предаются всему, к чему побуждают их страстные желания. Порок пьянства, - писал Олеарий, - одинаково распространён у русского народа во всех сословиях, между мужчинами и женщинами, старыми и маленькими, духовными и светскими, выше и ниже, до такой степени, что вид пьяного человека, который валяется в луже - здесь явление обычное».

Кстати, владельцами подобных кабаков в своё время были нижегородский мещанин Козьма Минин и его сподвижник воевода Дмитрий Пожарский, памятник которым стоит на Красной площади в Москве (за другие, правда, заслуги…).

Ещё через два столетия после немца Олеария, по приглашению императора Николая I Россию посетил французский писатель и путешественник Астольф де Кюстин. И что же за это время в Державе Российской изменилось?.. В своей книге «Россия в 1839 году» маркиз де Кюстин записал:

«Наибольшее удовольствие этому народу доставляет пьянство, иначе говоря — забвение. Бедные люди! Им нужно мечтать, чтобы познать счастье».

Весьма меткое замечание злобного француза! И хотя даже деликатный В. А. Жуковский назвал Кюстина за его книгу «собакой», но, если быть честным до конца, эта, в общем, справедливая реплика касается далеко не одних только русских…

Так вот, лишь в 1881 г. Совет министров России, занимаясь «питейным делом», постановил, наконец, заменить кабак на трактир, т.е. заведение, где можно было бы не только пить, но и закусывать. Но ещё до 1885 г. водкой там торговали, если навынос, то только ведром (12,3 л!), стекольная промышленность в стране была не развита, и в бутылках продавалась только иностранная алкогольная продукция. Не то, что сейчас!..

А что сейчас?.. Что сейчас… Сейчас с этим делом стало совсем уже плохо. Хочешь, не хочешь, а приходится признать, что спившееся за столетия российское древо, увы, теперь обильно плодоносит. Трудоспособность, мораль, наследственность… В этой многонациональной стране за последние пятьдесят лет количество потребляемого алкоголя на душу населения (включая младенцев, тяжелобольных, беременных женщин и дряхлых стариков) снова прискорбно выросло. Дошло до того, что в некоторых регионах России каждый пятый её гражданин бесславно отправляется в мир иной исключительно по причине злоупотребления алкоголем! Не зря же зарубежные исследователи русской истории и культуры называют водку «русским богом». Они сходятся во мнении, что если бы водка не была изобретена, большая часть русской истории сложилась совсем по-другому.

К глубокому сожалению, ненамного в этом неблагородном деле от России отстаёт уже и Украина. И хотя водка пока ещё, слава Б-гу, не стала для нас таким же сомнительным символом, как для России (нам пока вполне хватает и своего Чернобыля!), но в объятиях зелёного змия у нас ежегодно умирает уже около сорока тысяч украинских граждан! Безумие какое-то! И конца-края этому не видать…

Специалисты грустно констатируют: «Русские люди так и не приобрели культуру “пития” водки, активно саботируя любые реформы, направленные на ограничение потребления спиртных напитков». В принципе, это правда. Да наши власти и не особенно настаивали на этом. Дорогой товарищ И. В. Сталин на XIV съезде ВКП (б), который проходил в Москве в 1925 г., так прямо и заявил:

«Кстати, два слова об одном из источников резерва — о водке. Есть люди, которые думают, что можно строить социализм в белых перчатках. Это — грубейшая ошибка, товарищи. Ежели у нас нет займов, ежели мы бедны капиталами и если, кроме того, мы не можем пойти в кабалу к капиталистам, не можем принять тех кабальных условий, которые они нам предлагают и которые мы отвергли, — то остается одно: искать источников в других областях. Это всё-таки лучше, чем закабаление. Тут надо выбирать между кабалой и водкой, и люди, которые думают, что можно строить социализм в белых перчатках, жестоко ошибаются».

Ну, да, ну, да… Вот такую мы и построили себе жизнь. И всё без белых перчаток... Сначала социализм, потом коммунизм… Вот и сейчас в Украине что-то строим. 20 лет всё что-то строим, строим, строим, - бесформенное, безразмерное, бесконечное… И, судя по всему, абсолютно бесполезное.

А на счёт символов… Ну, не знаю, тут, наверное, каждый народ выбирает их себе сам. Те, которые он считает своими племенными знаками, метками, маркерами - рода, клана, общности. Как герб или флаг. Которые, по его мнению, отличают этот народ от другого.

Но я путь соседей Украине не советую. Конечно, хотелось бы, чтобы и нашей стране было чем погордиться. Умом, например, добротой, трудолюбием, богатством… Уважительной силой… Настоящим украинским гостеприимством. Т.е. заслугами достойными и высоко ценимыми в цивилизованном обществе.

А символы?.. А что символы? Не вопрос. Символы, если понадобится, мы потом себе как-нибудь на досуге подберём.

Анатолій БорсюкАнатолій Борсюк, режисер, тележурналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram